пятница, 10 июня 2011 г.

Кто сказал, что бордюры не поддаются роспилу?


Как за каменной женой


Городские чиновники знают, что плитка на тротуарах — это не только красиво, но и прибыльно
Фото: Сергей Михеев / Коммерсантъ
Вся галерея 3
По всем городам российским улицы мостят тротуарной плиткой, и это уже не новый, а устойчивый тренд. Мэры городов уверяют, что это красиво. Но заводик по производству плитки часто принадлежит жене мэра, реже — сыну или еще какому-нибудь близкому человеку.

АННА ВАСИЛЬЕВА

Намерение мэра Москвы Сергея Собянина заменить около 4 млн квадратных метров асфальтового покрытия тротуаров на плитку вызвало у москвичей вздох облегчения. Дело не в том, что надоел асфальт. Просто все встало на свои места. За долгие годы правления Юрия Лужкова все как-то привыкли к тому, что у мэра города должна быть жена, а у жены в этом городе — бизнес. А тут как раз есть жена Ирина, которую по месту прежней службы Собянина, в Тюмени, называли Ира Бордюр, потому что ей вроде как принадлежала компания "Аэродромдорстрой", замостившая тюменские площади плиточкой, а дороги обрамившая гранитными бордюрами.
По сообщениям тюменских СМИ, стоимость госзаказов, регулярно получаемых компанией "Аэродромдорстрой", с годами росла внушительными темпами. В 2007 году "Аэродромдорстрой", в то время впервые попавший в список крупнейших непубличных компаний Forbes, получил 22 заказа от ГУТО "Управление автомобильных дорог Тюменской области" более чем на 232 млн руб., а в 2008 году компании достались 14 заказов на 7,735 млрд руб.
В 2010 году компания попала под огонь со стороны оппозиционеров: ее обвиняли в значительном превышении сметы строительства первого в Тюмени подземного перехода. По имеющейся у местных СМИ информации, из-за дорогостоящего гранита, которым был отделан переход, на строительство было потрачено около 1 млрд руб. вместо запланированных 280 млн.
Сегодня группа компаний "Аэродромдорстрой" имеет свои предприятия и производственные базы в Москве, Тюмени, Екатеринбурге, Омске, Смоленске, Магадане, Кировской области и в Республике Мордовии. В Москве помимо главной управляющей компании группы юридически оформлено закрытое акционерное общество (ЗАО) "Аэродромдорстрой-А".
Конфликт интересов

Коммерческий опыт Ирины Собяниной не мог не заинтересовать аналитиков. Еще осенью 2010 года сотрудники центра антикоррупционных исследований Transparency International порекомендовали Собянину последовать пункту 2 ст. 11 закона N273-ФЗ "О противодействии коррупции" и официально заявить о неизбежном конфликте интересов.
Суть этой статьи закона заключается в том, что любой государственный и муниципальный служащий обязан письменно уведомить своего непосредственного начальника о ситуации, при которой личная заинтересованность может повлиять на надлежащее исполнение служебных обязанностей. У Сергея Собянина такая ситуация возникает всякий раз, когда от мэра требуется принятие любого решения, так или иначе связанного со строительством или ремонтом дорог.
Эксперты Transparency International были уверены в том, что Собянин прислушается к их мнению и создаст экспертный совет, утверждающий все его решения, связанные с дорожным строительством. Хотя бы для того, чтобы выгодно отличаться от Юрия Лужкова, деятельность жены которого была одним из основных обвинений экс-мэра столицы. Однако этого не произошло.
"Сейчас у мэра все же нет иного выхода, кроме как предоставить совету по противодействию коррупции и комитету по соблюдению этических норм право последнего слова в решениях об исполнителях проекта по укладке тротуарной плитки,— уверена Елена Панфилова, генеральный директор центра антикоррупционных исследований Transparency International.— К счастью, намерения Собянина уже получили довольно широкую огласку, а это значит, что каждый его шаг в этом направлении будут тщательно отслеживаться — не только нами, но и государственными контролирующими органами".
По ее словам, в решении мэра замостить плиткой около четверти пешеходного пространства Москвы не будет ничего предосудительного только в том случае, когда станет очевидно, что проект осуществляется на конкурсной основе под наблюдением независимой комиссии.
"В западных странах конфликты интересов разрешаются максимально открыто: чиновник публично признает факт возникновения такой ситуации и подробно описывает то, как он будет из нее выходить",— говорит Панфилова, отмечая, что в России все, конечно, по-другому.
Жены российских мэров способны замостить своей продукцией практически любую площадь
Фото: Михаил Почуев, Коммерсантъ
В тренде

На наш взгляд, борцы с коррупцией напрасно так набросились на эту историю с плиткой, уделяя особое внимание мэру Собянину и его жене. Они ведь не исключение. Последние несколько лет собственный плиточный заводик для многих семей российских мэров стал тем, что модники называют must have (то, что должно быть у каждого, попросту говоря). И уж совсем было бы странно, если б вдруг Москва взяла да и выписалась из тренда.
"Почти что в любом городе за последние несколько лет асфальт меняли на плитку, и везде существует миф о том, что это плитка с заводика мэра,— говорит много колесящий по России руководитель фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.— Хотя в большинстве случаев это, похоже, правда". "У меня в последнее время такое развлечение — приезжаю в новый город и спрашиваю у местных жителей, не потому ли у них везде плитка, что ее производит родственник мэра. Все поражаются моей прозорливости и спрашивают, откуда я узнал",— пишет в своем блоге владелец одной из региональных строительных фирм. "Это не новый тренд,— подчеркивает Михаил Виноградов.— Если попытаться описать волны мэрского бизнеса, то сначала была, пожалуй, выдача разрешений на ведение бизнеса, потом — продажа объектов недвижимости, затем — дорожное строительство, включая плитку, а сегодняшняя их любимая кормушка — создание управляющих компаний в ЖКХ".
Началась плиточная лихорадка, похоже, в Санкт-Петербурге еще в те годы, когда городом руководил Владимир Яковлев. Мостить плиткой тогда решили почти весь город, включая Невский проспект и Сенатскую площадь. И одним из основных поставщиков этой плитки была компания "БиК". Владельцем компании был депутат Николай Ботка. Однако участники рынка связывали компанию с женой губернатора Ириной Яковлевой. Якобы именно через нее Ботка и получал выгодные контракты на поставку тротуарной плитки и работы по мощению улиц северной столицы — Малой Садовой и Малой Конюшенной, улиц около храма Спаса на Крови и перед зданием Российской национальной библиотеки на Московском проспекте. После ухода Владимира Яковлева с поста градоначальника конкуренция на рынке производства тротуарной плитки расцвела буйным цветом, а "БиК" снизил свою долю в этом бизнесе.
Когда в 2003 году начали мостить Екатеринбург, оппозиционные мэрии депутаты гордумы Александр Шляпин и Андрей Альшевских заявляли, что единственным производителем плитки в городе является предприятие, подконтрольное сыну мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого.
В Сочи тротуарные плитки любовно называют колодяжками, поскольку существует непоколебимая уверенность в том, что ее производство — заслуга жены экс-мэра Сочи, президента госкорпорации "Олимпстрой" Виктора Колодяжного.
Та же история в печально известном недобрым отношением к журналистам подмосковном городе Химки. По данным "Новой газеты", Сходненский завод керамической плитки (ныне ООО "Стройкомплекс+") принадлежит Эдварду Рагину, брату бывшей жены мэра Химок Владимира Стрельченко.
Не только на родственниках, конечно, держится плиточный бизнес. Так, совсем недавно звучали претензии в адрес ушедшего в отставку мэра города Шахты Ростовской области. По имеющейся у оппозиции информации, при ремонте и реконструкции городских объектов использовались асфальт и керамическая плитка, изготовленные только на подконтрольных ему заводах. Как сообщают источники в Шахтинской гордуме, схема городских тендеров выглядела следующим образом: подрядчику, выигрывавшему конкурс на укладку плиткой города, настоятельно предлагалось закупать стройматериалы у плиточного завода господина Понамаренко.
"Настоятельные рекомендации" вообще играют немалую роль в успехе предприятий, к которым так или иначе причастны главы различных городов России. Ведь плитку можно укладывать не только на бюджетные деньги, но и на средства частных предпринимателей, обязав их облагородить именно этим материалом территории рядом с их офисами, магазинами, предприятиями. По словам предпринимателей из Владивостока, такая ситуация складывалась в городе в начале 2000-х годов, поскольку мэр Юрий Копылов через родственников вроде как контролировал завод по производству тротуарной плитки. Однако сам господин Копылов подозрения в свой адрес всегда категорически отвергал. Действующий градоначальник Владивостока, экс-сенатор от Приморья Игорь Пушкарев до перехода на работу чиновником возглавлял "Спасскцемент". Сейчас формальным руководителем предприятия является его брат. Недавно городская администрация через думу успешно провела программу обновления бордюров в городе, сообщил местный депутат Николай Марковцев. По его словам, чиновники заверяют, что бордюры закупаются в Китае. "Хотя не удивлюсь, если выяснится, что в действительности финансовую выгоду от такого благоустройства получают структуры, близкие к мэру Пушкареву",— заметил господин Марковцев.
Корреспонденты из Белгорода рассказывают, что монополия на производство керамической плитки долгое время принадлежала заводу ОАО ЖБК-1 депутата облдумы Юрия Селиванова. Благоустроительные старания в Белгороде доходили до курьезов: в центре города во время очередной "плиточной кампании" ее, эту самую плитку, укладывали аж в три слоя.
Жители Сочи свои тротуарные плиточки любовно зовут колодяжками, поскольку верят, что изготовила их на своем заводе супруга бывшего мэра Виктора Колодяжного
Фото: Николай Цыганов, Коммерсантъ
Хороший выбор

Следует, однако, отметить, что в замене асфальта на плитку помимо коррупционной логики есть и другая, гуманистическая. Ведь плитка, как уверяют специалисты, более экологична, износоустойчива, красива, наконец. "Ее можно красить,— убеждает заместитель директора направления "Городское хозяйство" фонда "Институт экономики города" Владилен Прокофьев.— За рубежом уже давным-давно используют разноцветную плитку на тротуарах — одним цветом выделяется полоса для пешеходов, другим — для велосипедистов. И служить она может гораздо дольше асфальта. При правильном производстве и грамотной укладке плитке не страшны ни сырость, ни перепады температуры".
Важна последняя оговорка — про правильное производство и укладку. Срок службы отечественного асфальта, как известно, чудовищно недолог, но и плитка у нас почему-то недолговечна. Владельцы строительных фирм в тех городах, где мэры—первоукладчики плитки уже оставили свои кресла, радуются, что не сидят без заказов: выяснилось, что и плитку можно перекладывать ежегодно. "Мало того что некоторые строители кладут плитку некачественно, и потом приходится за ними все переделывать. Так еще и местные службы ЖКХ абсолютно не умеют с нею обращаться",— сетует директор сибирской строительной фирмы. Он рассказывает, что, например, в одном из городов этой зимой для борьбы с обледенением улиц наняли бригаду таджиков, которые "за два дня и минимальный откат" действительно разломали и вывезли за город весь образовавшийся на тротуарах лед. Правда, вместе с новой керамической плиткой.
Жители "плиточных" городов радуются обретенной красоте только летом. "Да, конечно, плитку положили, город прямо преобразился. Осенью — никаких тебе луж, все сухо и чисто. Но зимой... не тротуар, а телепередача "Звезды на льду". Слой льда на этой плитке чуть ли не толще, чем на речке",— жалуется блогер из Челябинска.
Зато "осметить" плиточные деньги можно гораздо проще и масштабнее, чем асфальтовые. Себестоимость тротуарной плитки ничтожна, а спрос довольно высокий, особенно если его подстегнуть из мэрии. Поэтому, будучи владельцем или негласным контролирующим лицом завода по производству плитки, можно тратить мало, а зарабатывать много, абсолютно правильно и объективно заполняя строительные сметы.

http://www.kommersant.ru/doc/1610754

Комментариев нет:

Отправить комментарий